Предисловие

 

 Модернизация системы образования, введение в образовательное пространство таких категорий, как системный анализ, информационные технологии, семиотика, предполагают необходимость образовательных технологий, реализующих проектное обучение и формирующих активную, самостоятельную позицию обучающихся. Одной из таких технологий является проектная деятельность. При изучении дисциплины «Проектная деятельность» возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа обучающихся. Постановка задач и их решение повышают мотивацию к проектной деятельности и предполагают:

– предметность;

– целеполагание;

– инициативность;

– неординарность подходов;

– умение проектировать цели;

– умение эффективно работать в группе;

– умение планировать достижение целей;

– умение анализировать проблемные ситуации;

– умение ставить и решать познавательные задачи;

– оригинальность в решении познавательных вопросов;

– умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;


Теоретические сведения

Проектная деятельность содержит следующие основные этапы:

– анализ проблемы;

– выбор средств ее достижения;

– постановка цели и задач проекта;

– оценка полученных результатов и выводов;

– поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

Основные признаки проекта:

– уникальность;

– последовательная разработка;

– конкретность целей, задач и результатов;

– постепенное уточнение в процессе разработки и реализации;

– временный характер, чётко обозначенное время начала и конца;

– координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

– координация группы (команды участников) наставником (тьютором, фасилитатором);

– наличие неопределенности, которая является следствием уникальности проекта и не позволяет точно сформулировать параметры проекта;

Классификация проектов:

Основное:

Разработка любого проекта начинается с описания проблемной ситуации, т. е. с идентификации той проблемы, на решение которой он направлен.

Проблема – осознанное противоречие между реальным состоянием дел и желаемым будущим. Диагностику проблемы можно осуществлять следующими методами анализа:

1. Экономическим

2. Статистическим

3. Маркетинговым

4. SWOT-анализом

5. Комплексной диагностикой

Предпроектный анализ предполагает проблемно-позиционный анализ сложившейся ситуации, главная его цель – доказательство необходимости, актуальности проекта.

Этапы проектной деятельности:

1. Мотивационный (руководитель проекта создаёт положительный мотивационный настрой; учащиеся обсуждают темы, проблемы, предлагают собственные идеи);

2. Подготовительно-планирующий (определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, определяется группа участников, распределяются роли, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются, способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

3. Информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует поддерживает, сам является информационным источником);

4. Рефлексивно-оценочный (ученики представляют свои проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, руководитель проекта заполняет журнал, дети оформляют дневник проекта);

Главная задача проектной деятельности состоит в том, чтобы сформировать у детей важнейшие универсальные учебные действия:

1. Рефлексивные действия: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: "Чему научиться для решения поставленной задачи?"

2. Поисковые действия: самостоятельно находить недостающую информацию у эксперта; находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

3. Оценочные действия.

4. Умения и навыки работы  сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнёром, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнёрского общения.

5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.

6. Коммуникативные действия: вступать в диалог,задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения;проводить устный опрос.

7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Выполнение творческих проектов, защита изделий помогают обучающимся адекватно оценивать свои возможности. В процессе выполнения проекта у школьников появляется чувство удовлетворения от достижения результата. содержательности, и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет на личностное самоопределение ребенка.


Как выбрать тему исследования: 

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего ?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.) ?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время ?
  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки ?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко ?
  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь ?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.