Предисловие
Модернизация системы образования, введение в образовательное пространство таких категорий, как системный анализ, информационные технологии, семиотика, предполагают необходимость образовательных технологий, реализующих проектное обучение и формирующих активную, самостоятельную позицию обучающихся. Одной из таких технологий является проектная деятельность. При изучении дисциплины «Проектная деятельность» возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа обучающихся. Постановка задач и их решение повышают мотивацию к проектной деятельности и предполагают:
– предметность;
– целеполагание;
– инициативность;
– неординарность подходов;
– умение проектировать цели;
– умение эффективно работать в группе;
– умение планировать достижение целей;
– умение анализировать проблемные ситуации;
– умение ставить и решать познавательные задачи;
– оригинальность в решении познавательных вопросов;
– умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;
Теоретические сведения
Проектная деятельность содержит следующие основные этапы:
– анализ проблемы;
– выбор средств ее достижения;
– постановка цели и задач проекта;
– оценка полученных результатов и выводов;
– поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
Основные признаки проекта:
– уникальность;
– последовательная разработка;
– конкретность целей, задач и результатов;
– постепенное уточнение в процессе разработки и реализации;
– временный характер, чётко обозначенное время начала и конца;
– координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;
– координация группы (команды участников) наставником (тьютором, фасилитатором);
– наличие неопределенности, которая является следствием уникальности проекта и не позволяет точно сформулировать параметры проекта;
Классификация проектов:
Основное:
Разработка любого проекта начинается с описания проблемной ситуации, т. е. с идентификации той проблемы, на решение которой он направлен.
Проблема – осознанное противоречие между реальным состоянием дел и желаемым будущим. Диагностику проблемы можно осуществлять следующими методами анализа:
1. Экономическим
2. Статистическим
3. Маркетинговым
4. SWOT-анализом
5. Комплексной диагностикой
Предпроектный анализ предполагает проблемно-позиционный анализ сложившейся ситуации, главная его цель – доказательство необходимости, актуальности проекта.
Этапы проектной деятельности:
1. Мотивационный (руководитель проекта создаёт положительный мотивационный настрой; учащиеся обсуждают темы, проблемы, предлагают собственные идеи);
2. Подготовительно-планирующий (определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, определяется группа участников, распределяются роли, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются, способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
3. Информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует поддерживает, сам является информационным источником);
4. Рефлексивно-оценочный (ученики представляют свои проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, руководитель проекта заполняет журнал, дети оформляют дневник проекта);
Главная задача проектной деятельности состоит в том, чтобы сформировать у детей важнейшие универсальные учебные действия:
1. Рефлексивные действия: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: "Чему научиться для решения поставленной задачи?"
2. Поисковые действия: самостоятельно находить недостающую информацию у эксперта; находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
3. Оценочные действия.
4. Умения и навыки работы сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнёром, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнёрского общения.
5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
6. Коммуникативные действия: вступать в диалог,задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения;проводить устный опрос.
7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Выполнение творческих проектов, защита изделий помогают обучающимся адекватно оценивать свои возможности. В процессе выполнения проекта у школьников появляется чувство удовлетворения от достижения результата. содержательности, и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет на личностное самоопределение ребенка.
Как выбрать тему исследования:
Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.